Обзор и замер Onkyo TX-NR686

Обзор и замер мощности, АЧХ и искажений на ресивере Onkyo TX-NR686.


Поговорим в основном о звуковой части аппарата.

Начинка

Ресивер 7.2-канальный. Всего семь усилителей, выходной каскад класса AB. ЦАП AKM AK4458, 384 kHz/32-bit.
Есть линейный выход на сабвуфер и вторую зону. Вторая зона с отдельным ЦАП (PCM5101  384 kHz/32-bit*) и может использовать усилитель мощности тыловых каналов (разъёмы под колонки отдельные).

Встроенный предусилитель класса А. На сигнальном входе и выходе стоят электролитические не кашерные конденсаторы*. В схеме от модели RZ-810 то же самое. Эти модели вообще мало чем отличается. Добавили по одному транзистору в выходной каскад предусилителя зачем-то.

Также усилители тыловых каналов могут быть задействованы под Bi-Amp. Усилитель на это рассчитан и обладает соответствующей настройкой. Правда параметры среза частот настроить нельзя отдельно на НЧ и на ВЧ.

Внутри Ш-образный трансформатор. По размерам в аккурат ватт на 200. Был бы мощнее трансформатор и хороший радиатор, не исключено, что усилитель бы давал 165Вт не на один канал за раз, а на каждый и сразу.

Есть система коррекции АЧХ комнаты AccuEQ. Думаю имеет смысл её активно использовать только с подключением всех АС, т.к. по описанию она вроде как борется со стоячими волнами в разных частях помещения. А как это можно сделать всего двумя колонками - ума не приложу. В комплекте с ресивером есть микрофон для системы коррекции. Ставим микровон в центр комнаты или точку прослушивания, подключаем к ресиверу и сразу запускается приложение корректировки. Оно там пошипит немношк, посчитает чего-то и.. В общем с гулом в комнате оно справилось, но не показывает как именно, вдруг срезало от 30 до 50Гц просто и всё... По АЧХ после коррекции субъективные ощущения такие, что чуть добавлены НЧ, убраны СЧ и добавлены ВЧ. Хорошо это или плохо зависит от ситуации.

* информация из сервис мануала от прошлогодней модели TX-NR676.

Интерфейсы

Есть шесть HDMI входов, семь аналоговых, из них один для пластиночного проигрывателя. Два цифровых входа S/PDIF (медный и два оптических Toslink). Входы назначаемые, т.е. можно программно выбрать, какой будет вход для ТВ, например. Есть поддержка HDMI-ARC и CE. Ресивер успешно подружился с телевизором LG, могут управлять питанием друг друга. Есть USB и Ethernet 100Mbps, WiFi 2.4 и 5 ГГц, 802.11a/b/g/n/ac.
Есть радио, интернет радио (Tune-In), поддержка DLNA, Chrome-cast и ещё куча всякого облачного.


Есть достаточно удобное приложение под Android, наверняка есть и под iOS. Приложение немношк глючное, но терпимо. Если у вас огромная библиотека на DLNA сервере, то поиск работать не будет, т.к. приложение не хочет возлагать функцию поиска на сервер. Единственное приложение, которое умеет так делать - HiFi Cast под Android. А из бесплатных медиа-серверов, которые умеют делать быстрый поиск, нашёл только Minim Music server.

Характеристики

На коробке красуется надпись 165 Вт на канал. В документации написано то же самое, но уточняется, что это всего на 1 канал (то есть остальные каналы при этом должны молчать), на синусоиде 1кГц, при нагрузке 6 Ом и коэффициенте нелинейных искажений (КНИ, THD) 1%. Весьма похоже на правду, тем более что 165 Вт на канал это уж больно много для домашнего использования.

Заявлено THD+N (Total Harmonic Distortion + Noise) 0.08% (20 Hz–20 kHz, Half Power).
Signal-to-Noise Ratio: 106 dB (Line, IHF-A), 80 dB (Phono, IHF-A).
Speaker Impedance: 4 Ω–16 Ω
С моими Heco Victa Prime 302, на которых написано Impedance 4 Ω–8 Ω справляется отлично.

Методика измерений

Замер проводился с помощью того, что было под рукой, тем не менее данные, полученные при замере, являются более объективными, по сравнению со всеми обзорами, найденными в интернете на момент написания статьи.

В качестве АЦП использовал Behringer UCA222, 16-бит, 48кГц.
Вот график искажений ЦАП/АЦП Behringer замкнутого в себя:

Для определения максимальной мощности усилителя - сойдёт.

Ресивер не любит подключения общего вывода на АС (акустические системы) к общему на вход. Срабатывает защита и после запускается диагностика. Это происходит, когда хотим и вход и выход подключить к устройству с общей точкой на входе и выходе, коим является мой Behringer. Можно было попробовать поставить конденсаторы между выходом АС и Behringer, но я всегда мечтал подключит ьчто-нибудь по оптике и вот всё сложилось. У Behringer есть Toslink.

Таким образом ЦАП использовал встроенный в ресивер, подключившись оптикой. В качестве нагрузки использовал резисторы на 5 Ом, 50Вт. Чтобы не обжечься резисторы погрузил в святую аудиофильскую воду.
Вольтметром мерил напряжение на резисторе.
На максимальной мощности снимал сигнал через делитель напряжения 10кОм - 150Ом.


На ресивере настроил отображение уровня громкости в децибелах. Так объективнее, а то фиг знает какое число на какой технике является верхним пределом и что оно значит.


Подавал на вход синусоиду 440Гц. По ходу измерений фотографировал показания осциллографа и вольтметра и запускал тесты Right Mark Audio.
На ресивере был включен режим Pure Audio. По словам Onkyo это Direct с отключением питания со всего, что может давать помехи звуку. По факту отключается дисплей ресивера, зачем-то. Видео тракт остаётся включенным. В целом я не думаю, что в ресивере что-то сильно шумит в цепь питания или даёт электромагнитные помехи. Если и шумит, то почему-бы сразу на этапе проектировке не отфильтровать все шумы.

Измерения

Запустил на ПК программный осциллограф и генератор. Подал синусоиду 440Гц, начал повышать громкость и как-то очень быстро огорчился. На диапазоне от -80 до -11 дБ какое-то непривычно низкое напряжение. Ну это может я не привык к нелинейным регуляторам громкости. А на уровне громкости -9дБ вольтметр показал 13В и осциллограф показал срезание синусоиды.


Это ж всего 13^2 В / 5 Ом  = 30Вт в идеале, и уже искажения какие.

Оказалось, это "программное" ограничение мощности, включаемое, если установить в настройках, что используются колонки с импедансом 4 Ом. Видимо, чтобы защита не срабатывала и нерадивый пользователь из-за искажений сам потише делал.

Установил настройку в дефолтное положение 6 Ом и продолжил замеры.

Совсем другое дело! На -9дБ синусоида не срезается и можно увеличивать громкость дальше!
На -3дБ имеем уже сразу 29 вольт:


И ровную синусоиду:

На -2дБ напряжение перестаёт расти и начинаются искажения:

Но это же уже почти те самые 165Вт! Правда и мерил я с нагрузкой на 1 канал.

У ресивера есть в запасе ещё +18дБ на случай если у вас очень тихий входной сигнал, но после порога в 0дБ на аналоговых входах без сигнала слышен различимый белый шум из колонок. Может и на цифровых слышен, просто если на цифровом нет входного сигнала, ресивер может и коэффициент усиления занижать, чтоб не шипел. Я проверял на "входе" Network без проигрывания музыки - из колонок тишина даже на максимальной громкости +18дб.

Затем, когда начал замерять с помощью RMA, выяснилось, что Behringer UCA222 себя очень странно ведёт, если сигнал сильно отличается в левом и правом канале. Может он какой-то бракованный, может так и должно в нём быть. В общем оба канала посадил на один канал ресивера и попробовал что-то намерить.


Получилась неправдоподобная таблица, на которой Behringer замкнутый сам в себя даёт большие искажения, чем через усилитель. Конечно, его ЦАП уступает ЦАПу в ресивере, но не на столько же. Это потому, что мой Behringer криво измеряет стерео сигнал, а замкнутый на себя он был в стерео. И замеры (кроме одного на -32дБ) я проводил в стерео. Все замеры RMA проведены с 5-омной нагрузкой обоих фронтальных каналах.

-32дБ моно:

-32дБ:

-11дБ (Какой-то ужас из-за кривизны АЦП, лучше не смотреть даже. А может у меня Pure Audio отключился на этом измерении случайно и включился какой-нибудь DTS, что-то такое припоминаю)

-3дБ:

Непонятно, откуда взялись такие большие 50Гц и их гармоники.
Кабель подключенный к АЦП был не экранированный, может дело в этом. Но при измерении на максимальной громкости (-3дБ) этот кабель был зашунтирован 150-омным резистором на землю. Ресивер даже на максимальной громкости хоть и шипит, но не гудит точно.

Выводы

Не так уж и лукавит Onkyo в даташитах на продаваемые устройства. На максимальной громкости выдаёт свои 165 Вт одним каналом при этом шум остаётся на уровне -70дБ.
Если бы не погрешность от неисправного Behringer, то может и 0,008% КНИ при половинной мощности измерилось бы. И динамический диапазон весьма похоже, что соответствует заявленному 106дБ. Хороший аппарат, не думаю, что серия RZ чем-то лучше.

Субъективные выводы

Мощности маловато, возможно это из-за того, что вся она появляется как-то разом, в положении ручки от -20дБ до -3дБ. Ну и всё познаётся в сравнении. От большого устройства сразу ждёшь, что он "порвёт твои динамики ..., как Шива разрушитель" (с) Захар Май.
До этого у меня стоял самодельный усилитель на TA8221, вообще не занимал места и его 10Вт на канал звучали всего раза в два тише, чем эта махина. Ну ладно, в ресивере 7 усилителей, всё же и ещё много чего удобного и полезного.

По звуку сразу было заметно, что с ВЧ что-то не то. Не привычно, первое время. Но после того как прошёл прогрев ушного тракта новым усилителем (день на третий), стало понятно, что высоких просто стало больше и они стали чётче. Сразу выяснилось, что у меня есть музыка, в которой как-то криво сведено ВЧ при записи. Какие-то щелчки. Это не дефект ресивера, я потом слушал на наушниках на другой аппаратуре эти же моменты и прислушавшись тоже услышал дефекты.
Тарелочки зазвучали через чур по-металлически. Стало слышно больше деталей. Надеюсь так и было задумано авторами музыки ;)

Стерео сцена сильно лучше не стала. Но это больше проблема АС и помещения. От усилителя требуется лишь не двигать фазу по-разному в обоих каналах. Это как раз померить не удалось, к сожалению. Но ушами померил, расширенный стерео эффект наблюдается не хуже, чем на самодельном усилителе. Если сесть как положено, строго по центру между АС, то к примеру  на записи Alissid Jazz - Naininnagaa отчётливо слышно, что барабанщик сидит где-то на подоконнике справа, в трёх метрах от правой колонки. И это ощущение сохраняется даже при повороте головы. Я первый раз даже пошёл проверять, не дятел ли за окном завёлся.

Комментарии